Определите причины:

    Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания, и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

  Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах на копившиеся в его душе чувства.

  Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

 Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

 Как себя вести с конфликтным ребенком:

Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими.

Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.

После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт. Чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Советуем поиграть:

   Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.

   С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учить адекватным способам взаимодействия- взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.

 

  • Если Вы злы на ребенка, в этот момент к нему не прикасайтесь!
  • Уходите в другую комнату (помещение), двигайтесь медленно, не делайте резких движений, не кричите, не хлопайте дверью
  • Уходя, мысленно считайте до 10
  • Встаньте (по возможности) у окна , посмотрите вдаль
  • Сделайте глубокий вздох и долгий-долгий выдох
  • Обхватите себя за предплечья  («возьмите себя в руки»)
  • Сделайте для себя что-то приятное:

- выпейте чаю с шоколадкой

- примите теплый душ или ванну

- позвоните человеку, которому доверяете

- просто расслабьтесь-лягте на диван

- возьмите крем – сделайте маску

- включите музыку и т.д.

  • Если ребенок (или любой член семьи ) обращается к Вам, говорите: «Я очень расстроилась, хочу побыть одна. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас пожалуйста не трогайте меня»
  • Оставаясь наедине с собой, подумайте (представьте) о чем-то приятном, хорошем: (Гуляю по лесу, по лугу, на даче, на море  и т. д.)
  • Возьмите ручку и напишите обидчику «гневное» письмо, потом разорвите его на мелкие клочки и выбросите 

Исследования показали, что ребенок в возрасте до 8 лет не способен критически воспринимать  рекламу, и склонен относиться к ней с полным доверием.

  • Знакомить детей с телевизором рекомендуется как можно позже, после 3-х лет. Именно с телевидением, а не с DVD.
  • Когда начинается реклама необходимо  отключать звук телевизора. Пусть это будет правилом   семьи. Картинки без звука смотреть не так интересно. К тому же, без звука реклама утрачивает свое влияние на мозг ребенка.
  •   На время рекламы можно переключить телевизор на канал «Культура», поскольку там никогда не бывает рекламы. А ребенку надо  говорить: «Актеры (или мультгерои) решили отдохнуть, и пошли водички попить». Ребенок привыкает, и теперь всегда во время рекламы сам будет бегать или в туалет, или водичку попить
  • Чтобы телевизор не затягивал ребенка, надо  стараться  сделать времяпровождение   ребенка разнообразным – чтение книг, прогулки, игры с друзьями, маленькое хобби, обучающие игры на компьютере или познавательные мультфильмы на DVD.
  • Четко оговорить  время просмотра телевизора – час или два в день в определенное время.
  • Надо рассказывать ребенку, о чем говорит данная реклама: как НЕ НУЖНО поступать, а как нужно. Что бывает, если сделать вот так. И главное – кому выгодна данная реклама. Показать, на какие хитрости идут рекламодатели. Что не всегда бывает именно так, как рассказывает рекламный ролик. Пусть ребенок сам находит несоответствия.
  • Если ребенок требует что-то купить, на что денег не хватает – так и надо сказать  ребенку. Это лучше, чем каждый раз придумывать новые отговорки.
  • Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять вред некоторых рекламируемых продуктов,  нужно рассказать  ему об этом.
  • На каждый рекламируемый продукт есть альтернатива, более доступная по цене и достойная по качеству. Всегда надо  иметь это в виду, и рассказывать  об этом детям: рекламодателям важно продать свой товар, поэтому он идет с накруткой и рекламной наценкой, в то время как рядом может лежать похожий (например) шоколадный батончик, только российского производства и без широкой рекламы по телевидению. Поэтому он дешевле почти вполовину, а на вкус может быть даже лучше!
  •  Родителям надо разговаривать со своими детьми о рекламе! Не давать рекламе пагубно влиять на наших детей! Дети, которые смотрят телевизор в одиночестве, более восприимчивы к рекламе, чем те представители младшего поколения, которые делают это вместе со своими родителями. Дети привыкают к рекламе, как к любой другой передаче, и начинают любить ее.  

Психологическое воздействие рекламы на ребенка не стоит преуменьшать. Родителям желательно контролировать все, что смотрят и слышат их дети. Но при этом стоит помнить, что ответственность за ценности, мировоззрение, кругозор и поведение их ребенка лежит не столько на создателях рекламы, как на самих родителях.

Чем больше времени они проводят со своими детьми, чем больше они им читают, развивают их и разговаривают с ними, тем менее восприимчивыми будут их малыши к рекламе и всему негативному, что нас окружает.

 

Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Попробуйте следующие упражнения для развития умения

понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

-Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

-Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).

-Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:

1. Что тебя может разозлить?


2. Как ты себя ведешь, когда злишься?


3. Что чувствуешь в состоянии гнева?


4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?


5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.


6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?


7. Какие слова для тебя самые обидные?


Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

 

psih egzamen

1236

 1237

1235

Подготовка к сдаче экзаменов: памятка для выпускников 9-х и 11-х классов

  1. Во время подготовки к экзаменам: Подумай, почему ты хочешь успешно сдать итоговую аттестацию. Правильная мотивация – половина успеха. 
  2. Постарайся выработать положительное отношение к экзамену. Размышляй о способах получения желаемой отметки, а не о своем отношении к процессу проверки знаний.
  3. Организуй место для плодотворной учебы, оптимизируй режим питания и отдыха. Во время подготовки к сдаче экзаменов твое внимание ничего не должно отвлекать: собственное отражение в зеркале, звук включенного телевизора или близость игровой приставки.
  4. Помни, что состояние нервозности в предэкзаменационный период тревожит многих учащихся. Чтобы преодолеть страх перед неизвестностью, постарайся узнать от старших школьников, педагогов, родителей как можно больше об экзамене.
  5. Готовься к экзаменам постепенно, разработай для себя план обработки учебного материала. Практика показывает, что 15-20 минут ежедневного изучения экзаменационного материала достаточно для получения высоких оценок. Не откладывай подготовку на последний день!
  6.  Верь в свои силы, способность добиться желаемых результатов, но не забывай о систематической подготовке.

При работе с учебным материалом:

  1. Определи объем учебного материала, который нужно обработать в процессе подготовки к сдаче экзаменов, выдели темы и разделы.
  2. Начни подготовку с самых сложных и больших разделов, постепенно переходи к более легким и коротким темам.
  3. Старайся не заучить, а понять материал. После прочтения каждого параграфа записывай его ключевые пункты, которые помогут тебе легко ориентироваться в теме, пересказывай прочитанное.
  4.  Веди список вопросов, возникающих по ходу обработки учебного материала. Систематически задавай интересующие вопросы учителю, чтобы избежать неверной трактовки отдельных понятий и терминов.
  5. Не забывай, что подготовка к сдаче экзаменов совместно с друзьями и одноклассниками проходит легче. Обсуждение экзаменационного материала с одноклассниками поможет тебе выявить ошибки и понять, на каких разделах следует сосредоточить максимум внимания.
  6.  Веди краткий конспект или пиши шпаргалки, эти записи помогут тебе вспомнить весь изученный материал в краткие сроки.
  7. Не стесняйся обращаться за помощью к учителям, в процессе диалога проработка трудных тем проходит значительно эффективнее.

На экзамене:

  1. Как только ты займешь свое место в аудитории, выпрямись, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, осмотрись, постарайся ощутить уверенность и расположится с максимальным комфортом. После этого приступай к выполнению заданий.
  2. Вдумчиво прочитай экзаменационные вопросы, чтобы точно понять, что необходимо сделать.
  3. Перед выполнением работы прочитай все экзаменационные вопросы, чтобы оценить их сложность и правильно распределить время. Сначала постарайся выполнить все легкие задания, чтобы оставить как можно больше времени на те, которые вызывают затруднения.

Удачи и успеха! 

 

Памятка для учителей. Как помочь учащимся подготовиться к экзаменам

В начале учебного года составьте план подготовки к сдаче экзамена по вашему предмету для учащихся, позволяющий определить объем нагрузки и начать подготовку. Этот план должен учитывать все значимые события школьной жизни, в том числе каникулы и массовые мероприятия. Следует также уведомить школьников, какая часть материала уже пройдена и какие разделы предстоит пройти.

  1. Давайте возможность учащимся периодически оценивать уровень знаний. В рамках подготовки к экзаменам в школе ставьте перед школьниками краткосрочные цели и демонстрируйте, как достижение этих целей отражается в плане подготовки к экзаменам.
  2.  Информация о подготовке к экзаменам в школе не должна звучать на уроках слишком часто. Регулярно проводите небольшие проверочные работы вместо серии больших контрольных, чтобы не перегружать школьников. Обсуждайте вопросы и инструкции, связанные с экзаменом, но не заостряйте внимание на роли главного этапа проверки.
  3.  Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Чередование техники подачи информации и разных педагогических приемов позволяет добиться усвоение информации учениками с разной степенью мотивации к учебе. Подростки часто устают от монотонной работы, сидения над учебником, но с большим удовольствием воспринимают информацию, представленную на альтернативных носителях, например, в виде поста в социальных сетях.
  4. «Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь» (Б. Франклин).
  5. Следует создать условия для самостоятельного обучения школьников в период подготовки к сдаче экзаменов: предлагать на домашнее задание подготовку групповых презентационных проектов, организовывать проверки и самопроверки по пройденному материалу. Следует научить школьников работать с критериями оценивания знаний на примере анализа экзаменационного задания. Понимание того, как будет ставиться оценка, поможет школьникам готовиться с максимальной ответственностью.
  6.  Не высказывайте беспокойства или переживаний во время обсуждения экзамена. Итоговая проверка, безусловно, важна, она вызывает повышенную тревожность у всех участников образовательного процесса, но не следует культивировать негативные эмоции, нужно на личном примере учить школьников справляться со стрессом.
  7. Хвалите учеников, чтобы они чувствовали себя увереннее перед экзаменом. Похвалы должны быть искренними и заслуженными, в противном случае учащиеся будут питать иллюзии перед итоговой проверкой знаний.
  8.  Общайтесь с другими педагогами по вопросам подготовки к экзаменам в школе, используйте опыт успешной работы коллег и делитесь своими наработками.
  9. Обсуждайте с учащимися вопросы здорового образа жизни. Помогите школьникам понять, что режим отдыха и сна, правильное питание играют важную роль в процессе продуктивности учебы.
  10.  Поддерживайте внеурочные виды активности учащихся. Они помогают периодически расслабляться и работать более эффективно.
  11.  Общайтесь с родителями учеников, консультируйте их по вопросам создания оптимальной атмосферы в доме для подготовки к сдаче экзаменов, режима питания и отдыха их детей.

Памятка для родителей. Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам

  1. Будьте с ребенком в «эмоциональном контакте». Говорите о чувствах!
  2. Если подросток хочет поделиться с вами своими переживаниями по поводу экзаменационного периода, будьте открыты и поддержите его. Помогите ребенку понять, что открытое обсуждение чувств (в том числе и негативных) помогает научиться с ними справляться (например, со страхом). 
  3. Поддерживайте во всем.
  4. Детям хочется слышать от родителей: «Я в тебя верю», «Я рядом, если тебе понадобиться поддержка», «Мы любим тебя при любом результате экзамена».
  5. Отделяйте личность ребенка от результатов экзамена.
  6. Личность включает в себя гораздо больше, чем «Я успешно сдал экзамен на 90 баллов». Дайте понять ребенку, что вы его любите и принимаете независимо от того, как он сдаст экзамен.
  7. Будьте примером.
  8. Поделитесь с ребенком собственным опытом успешного прохождения какого-либо экзамена, как вы готовились, как себя чувствовали во время и после экзамена, что помогло вам успешно справиться с ним.
  9. Организуйте комфортную учебную среду.
  10. Позаботьтесь о режиме сна, питания, о своевременном и правильном отдыхе. Предложите ребенку посетить учебное заведение, которое он выбрал для поступления.
  11.  Поддержите ребенка в ситуации, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены.
  12.  Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно; переживать, что уже ничего нельзя изменить; проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них.  Верьте в своих детей! Любите искренне, поддерживайте, и все будет хорошо!
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету. 
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам. 
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания. 
11. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п. 
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится. 
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу. 
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов. 
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка. 
20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами.1 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию. 
21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя.

У тебя все получится!

Помни: мы лучше всего запоминаем:

— то, чем постоянно пользуемся;
— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
— то, что нам нужно;
— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ2

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.

После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.

После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.

Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

МЕТОД «5 П»

1 П — Просмотри текст (бегло)

2 П — Придумай к нему вопросы

3 П — Пометь карандашом самые важные места

4 П — Перескажи текст

5 П — Просмотри текст повторно


1По:А.С. Галанов. Как пройти аттестацию. М., 2001. В оригинале — метод SQ-3R в соответствии с английским текстом:

S (survoler) — бегло ознакомиться;
Q (questionner) — задать вопросы;
3R (reperer) — делать отметки при чтении;
(reciter) — пересказать словами;
(revior) — просмотреть повторно.

2По:Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. М., 1984.