Страничка психолога
У Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребёнок?
Определите причины:
Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания, и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах на копившиеся в его душе чувства.
Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.
Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.
Как себя вести с конфликтным ребенком:
Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими.
Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.
Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт. Чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Советуем поиграть:
Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учить адекватным способам взаимодействия- взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.
Рекомендации «Как снять свой гнев»
- Если Вы злы на ребенка, в этот момент к нему не прикасайтесь!
- Уходите в другую комнату (помещение), двигайтесь медленно, не делайте резких движений, не кричите, не хлопайте дверью
- Уходя, мысленно считайте до 10
- Встаньте (по возможности) у окна , посмотрите вдаль
- Сделайте глубокий вздох и долгий-долгий выдох
- Обхватите себя за предплечья («возьмите себя в руки»)
- Сделайте для себя что-то приятное:
- выпейте чаю с шоколадкой
- примите теплый душ или ванну
- позвоните человеку, которому доверяете
- просто расслабьтесь-лягте на диван
- возьмите крем – сделайте маску
- включите музыку и т.д.
- Если ребенок (или любой член семьи ) обращается к Вам, говорите: «Я очень расстроилась, хочу побыть одна. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас пожалуйста не трогайте меня»
- Оставаясь наедине с собой, подумайте (представьте) о чем-то приятном, хорошем: (Гуляю по лесу, по лугу, на даче, на море и т. д.)
- Возьмите ручку и напишите обидчику «гневное» письмо, потом разорвите его на мелкие клочки и выбросите
Как бороться с последствиями влияния рекламы на детей
Исследования показали, что ребенок в возрасте до 8 лет не способен критически воспринимать рекламу, и склонен относиться к ней с полным доверием.
- Знакомить детей с телевизором рекомендуется как можно позже, после 3-х лет. Именно с телевидением, а не с DVD.
- Когда начинается реклама необходимо отключать звук телевизора. Пусть это будет правилом семьи. Картинки без звука смотреть не так интересно. К тому же, без звука реклама утрачивает свое влияние на мозг ребенка.
- На время рекламы можно переключить телевизор на канал «Культура», поскольку там никогда не бывает рекламы. А ребенку надо говорить: «Актеры (или мультгерои) решили отдохнуть, и пошли водички попить». Ребенок привыкает, и теперь всегда во время рекламы сам будет бегать или в туалет, или водичку попить
- Чтобы телевизор не затягивал ребенка, надо стараться сделать времяпровождение ребенка разнообразным – чтение книг, прогулки, игры с друзьями, маленькое хобби, обучающие игры на компьютере или познавательные мультфильмы на DVD.
- Четко оговорить время просмотра телевизора – час или два в день в определенное время.
- Надо рассказывать ребенку, о чем говорит данная реклама: как НЕ НУЖНО поступать, а как нужно. Что бывает, если сделать вот так. И главное – кому выгодна данная реклама. Показать, на какие хитрости идут рекламодатели. Что не всегда бывает именно так, как рассказывает рекламный ролик. Пусть ребенок сам находит несоответствия.
- Если ребенок требует что-то купить, на что денег не хватает – так и надо сказать ребенку. Это лучше, чем каждый раз придумывать новые отговорки.
- Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять вред некоторых рекламируемых продуктов, нужно рассказать ему об этом.
- На каждый рекламируемый продукт есть альтернатива, более доступная по цене и достойная по качеству. Всегда надо иметь это в виду, и рассказывать об этом детям: рекламодателям важно продать свой товар, поэтому он идет с накруткой и рекламной наценкой, в то время как рядом может лежать похожий (например) шоколадный батончик, только российского производства и без широкой рекламы по телевидению. Поэтому он дешевле почти вполовину, а на вкус может быть даже лучше!
- Родителям надо разговаривать со своими детьми о рекламе! Не давать рекламе пагубно влиять на наших детей! Дети, которые смотрят телевизор в одиночестве, более восприимчивы к рекламе, чем те представители младшего поколения, которые делают это вместе со своими родителями. Дети привыкают к рекламе, как к любой другой передаче, и начинают любить ее.
Психологическое воздействие рекламы на ребенка не стоит преуменьшать. Родителям желательно контролировать все, что смотрят и слышат их дети. Но при этом стоит помнить, что ответственность за ценности, мировоззрение, кругозор и поведение их ребенка лежит не столько на создателях рекламы, как на самих родителях.
Чем больше времени они проводят со своими детьми, чем больше они им читают, развивают их и разговаривают с ними, тем менее восприимчивыми будут их малыши к рекламе и всему негативному, что нас окружает.
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения
понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
-Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
-Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).
-Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Советы учащимся 9 и 11 классов Стабилизация эмоционального состояния
Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости
Правила компьютерной безопасности
Подготовка к сдаче экзаменов
Подготовка к сдаче экзаменов: памятка для выпускников 9-х и 11-х классов
- Во время подготовки к экзаменам: Подумай, почему ты хочешь успешно сдать итоговую аттестацию. Правильная мотивация – половина успеха.
- Постарайся выработать положительное отношение к экзамену. Размышляй о способах получения желаемой отметки, а не о своем отношении к процессу проверки знаний.
- Организуй место для плодотворной учебы, оптимизируй режим питания и отдыха. Во время подготовки к сдаче экзаменов твое внимание ничего не должно отвлекать: собственное отражение в зеркале, звук включенного телевизора или близость игровой приставки.
- Помни, что состояние нервозности в предэкзаменационный период тревожит многих учащихся. Чтобы преодолеть страх перед неизвестностью, постарайся узнать от старших школьников, педагогов, родителей как можно больше об экзамене.
- Готовься к экзаменам постепенно, разработай для себя план обработки учебного материала. Практика показывает, что 15-20 минут ежедневного изучения экзаменационного материала достаточно для получения высоких оценок. Не откладывай подготовку на последний день!
- Верь в свои силы, способность добиться желаемых результатов, но не забывай о систематической подготовке.
При работе с учебным материалом:
- Определи объем учебного материала, который нужно обработать в процессе подготовки к сдаче экзаменов, выдели темы и разделы.
- Начни подготовку с самых сложных и больших разделов, постепенно переходи к более легким и коротким темам.
- Старайся не заучить, а понять материал. После прочтения каждого параграфа записывай его ключевые пункты, которые помогут тебе легко ориентироваться в теме, пересказывай прочитанное.
- Веди список вопросов, возникающих по ходу обработки учебного материала. Систематически задавай интересующие вопросы учителю, чтобы избежать неверной трактовки отдельных понятий и терминов.
- Не забывай, что подготовка к сдаче экзаменов совместно с друзьями и одноклассниками проходит легче. Обсуждение экзаменационного материала с одноклассниками поможет тебе выявить ошибки и понять, на каких разделах следует сосредоточить максимум внимания.
- Веди краткий конспект или пиши шпаргалки, эти записи помогут тебе вспомнить весь изученный материал в краткие сроки.
- Не стесняйся обращаться за помощью к учителям, в процессе диалога проработка трудных тем проходит значительно эффективнее.
На экзамене:
- Как только ты займешь свое место в аудитории, выпрямись, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, осмотрись, постарайся ощутить уверенность и расположится с максимальным комфортом. После этого приступай к выполнению заданий.
- Вдумчиво прочитай экзаменационные вопросы, чтобы точно понять, что необходимо сделать.
- Перед выполнением работы прочитай все экзаменационные вопросы, чтобы оценить их сложность и правильно распределить время. Сначала постарайся выполнить все легкие задания, чтобы оставить как можно больше времени на те, которые вызывают затруднения.
Удачи и успеха!
Памятка для учителей. Как помочь учащимся подготовиться к экзаменам
В начале учебного года составьте план подготовки к сдаче экзамена по вашему предмету для учащихся, позволяющий определить объем нагрузки и начать подготовку. Этот план должен учитывать все значимые события школьной жизни, в том числе каникулы и массовые мероприятия. Следует также уведомить школьников, какая часть материала уже пройдена и какие разделы предстоит пройти.
- Давайте возможность учащимся периодически оценивать уровень знаний. В рамках подготовки к экзаменам в школе ставьте перед школьниками краткосрочные цели и демонстрируйте, как достижение этих целей отражается в плане подготовки к экзаменам.
- Информация о подготовке к экзаменам в школе не должна звучать на уроках слишком часто. Регулярно проводите небольшие проверочные работы вместо серии больших контрольных, чтобы не перегружать школьников. Обсуждайте вопросы и инструкции, связанные с экзаменом, но не заостряйте внимание на роли главного этапа проверки.
- Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Чередование техники подачи информации и разных педагогических приемов позволяет добиться усвоение информации учениками с разной степенью мотивации к учебе. Подростки часто устают от монотонной работы, сидения над учебником, но с большим удовольствием воспринимают информацию, представленную на альтернативных носителях, например, в виде поста в социальных сетях.
- «Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь» (Б. Франклин).
- Следует создать условия для самостоятельного обучения школьников в период подготовки к сдаче экзаменов: предлагать на домашнее задание подготовку групповых презентационных проектов, организовывать проверки и самопроверки по пройденному материалу. Следует научить школьников работать с критериями оценивания знаний на примере анализа экзаменационного задания. Понимание того, как будет ставиться оценка, поможет школьникам готовиться с максимальной ответственностью.
- Не высказывайте беспокойства или переживаний во время обсуждения экзамена. Итоговая проверка, безусловно, важна, она вызывает повышенную тревожность у всех участников образовательного процесса, но не следует культивировать негативные эмоции, нужно на личном примере учить школьников справляться со стрессом.
- Хвалите учеников, чтобы они чувствовали себя увереннее перед экзаменом. Похвалы должны быть искренними и заслуженными, в противном случае учащиеся будут питать иллюзии перед итоговой проверкой знаний.
- Общайтесь с другими педагогами по вопросам подготовки к экзаменам в школе, используйте опыт успешной работы коллег и делитесь своими наработками.
- Обсуждайте с учащимися вопросы здорового образа жизни. Помогите школьникам понять, что режим отдыха и сна, правильное питание играют важную роль в процессе продуктивности учебы.
- Поддерживайте внеурочные виды активности учащихся. Они помогают периодически расслабляться и работать более эффективно.
- Общайтесь с родителями учеников, консультируйте их по вопросам создания оптимальной атмосферы в доме для подготовки к сдаче экзаменов, режима питания и отдыха их детей.
Памятка для родителей. Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам
- Будьте с ребенком в «эмоциональном контакте». Говорите о чувствах!
- Если подросток хочет поделиться с вами своими переживаниями по поводу экзаменационного периода, будьте открыты и поддержите его. Помогите ребенку понять, что открытое обсуждение чувств (в том числе и негативных) помогает научиться с ними справляться (например, со страхом).
- Поддерживайте во всем.
- Детям хочется слышать от родителей: «Я в тебя верю», «Я рядом, если тебе понадобиться поддержка», «Мы любим тебя при любом результате экзамена».
- Отделяйте личность ребенка от результатов экзамена.
- Личность включает в себя гораздо больше, чем «Я успешно сдал экзамен на 90 баллов». Дайте понять ребенку, что вы его любите и принимаете независимо от того, как он сдаст экзамен.
- Будьте примером.
- Поделитесь с ребенком собственным опытом успешного прохождения какого-либо экзамена, как вы готовились, как себя чувствовали во время и после экзамена, что помогло вам успешно справиться с ним.
- Организуйте комфортную учебную среду.
- Позаботьтесь о режиме сна, питания, о своевременном и правильном отдыхе. Предложите ребенку посетить учебное заведение, которое он выбрал для поступления.
- Поддержите ребенка в ситуации, когда экзамен уже сдан, но результаты еще не получены.
- Подросток в этот момент может сомневаться, что сдал экзамен успешно; переживать, что уже ничего нельзя изменить; проигрывать многократно в голове вопросы экзамена и свои ответы на них. Верьте в своих детей! Любите искренне, поддерживайте, и все будет хорошо!
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ |
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. У тебя все получится! Помни: мы лучше всего запоминаем: — то, чем постоянно пользуемся; |
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ2 |
Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка. Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку. |
МЕТОД «5 П» |
1 П — Просмотри текст (бегло) 2 П — Придумай к нему вопросы 3 П — Пометь карандашом самые важные места 4 П — Перескажи текст 5 П — Просмотри текст повторно |
1По:А.С. Галанов. Как пройти аттестацию. М., 2001. В оригинале — метод SQ-3R в соответствии с английским текстом: S (survoler) — бегло ознакомиться; 2По:Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. М., 1984. |
Страница 2 из 2